Администрация Zаветинского района Ростовской области

О проведении в 2022 году правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов Администрации Заветинского района, носящих нормативный характер, и наличия норм, содержащих коррупциогенные факторы

15

В Администрации Заветинского района антикоррупционная экспертиза проводится в отношении проектов муниципальных правовых актов, носящих нормативный характер, на основании Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»), постановления Администрации Заветинского района от 01.04.2016 № 104 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Администрации Заветинского района».

Отраслевые (функциональные) органы и структурные подразделения Администрации Заветинского района, их должностные лица (далее - разработчики): при подготовке проекта нормативного правового акта обязаны принимать меры, направленные на исключение норм, содержащих коррупциогенные факторы, предусмотренные оговоренной мной выше Методикой, утвержденной Правительством РФ.

Напоминаю, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На официальном сайте Администрации Заветинского района регулярно размещаются проекты нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. За текущий период 2022 года при проведении независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Заветинского района заключений от аккредитованных независимых экспертов не поступало.

В 2022 году правовая экспертиза проведена в отношении 136 проектов МПА, по результатам которой, дано 1 отрицательное заключение (отдел образования– 1), ввиду выявления следующих коррупциогенных факторов:

согласно тексту проекта МПА вносится несколько изменений в постановление Администрации Заветинского района от 25.04.2019 № 243. Однако в наименовании проекта МПА указано на одно изменение;

разработчик проект МПА необоснованно дублирует по тексту проекта формы документов, утвержденные постановлением Администрации Заветинского района от 10.08.2021 № 433 «Об утверждении типовых форм документов по осуществлению контроля сохранности муниципального специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что может свидетельствовать о наличии коррупциогенных факторов, заключающихся в положениях, содержащих неопределенные требования;

разработчиком проекта нарушены правила юридической техники в последовательности вносимых изменений, указываются новые приложения без дополнения ими основного МПА.

вносимые изменения проектом МПА не отражают полноту правки постановления Администрации Заветинского района от 25.04.2019 № 243 в связи с кадровыми изменениями.

По выявленным нарушениям разработчиками подготовлены проекты правовых актов с устранением выявленных коррупциогенных факторов и согласованы в установленном порядке.

Отчет о проведении  правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов Администрации Заветинского района, носящих нормативный характер, и наличия норм, содержащих коррупциогенные факторы, размещен на официальном сайте Администрации Заветинского района в разделе противодействия коррупции, в подразделе «Антикоррупционная экспертиза».

Муниципальные правовые акты вынесены в пределах полномочий Администрации Заветинского района, по нарушению юридической техники или иным недостаткам постановлений, замечания устранялись на уровне согласования.

К основным недостаткам, выявленным при проведении антикоррупционной экспертизы, относятся:

1. Нарушения принципа иерархии юридических норм.

2. Текст содержит технические, грамматические и орфографические ошибки.

3. Часто разработчиками проектов МПА не указывается в адресатах редакция газеты «Восход», при наличии в тексте пункта «Подлежит официальному опубликованию». 

Предложения: 

1. Рекомендовать разработчикам при подготовке МПА не допускать наличия норм, содержащих коррупциогенные факторы, руководствоваться распоряжением Администрации Заветинского района от 10.06.2021 №68 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в Администрации Заветинского района», уделяя внимание соблюдению юридической техники.

2. Продолжить работу по проведению в 2023 году правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов Администрации Заветинского района, носящих нормативный характер. 

Ведущий специалист по правой работе отдела правовых и имущественных отношений Администрации Заветинского района К.П. Кораго