Администрация Zаветинского района Ростовской области

О проведении в 2023 году правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов Администрации Заветинского района, носящих нормативный характер, и наличия норм, содержащих коррупциогенные факторы

25

В Администрации Заветинского района антикоррупционная экспертиза проводится в отношении проектов муниципальных правовых актов, носящих нормативный характер, на основании Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»), постановления Администрации Заветинского района от 01.04.2016 № 104 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Администрации Заветинского района».

Отраслевые (функциональные) органы и структурные подразделения Администрации Заветинского района, их должностные лица (далее - разработчики): при подготовке проекта нормативного правового акта обязаны принимать меры, направленные на исключение норм, содержащих коррупциогенные факторы, предусмотренные оговоренной мной выше Методикой, утвержденной Правительством РФ.

Напоминаю, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На официальном сайте Администрации Заветинского района регулярно размещаются проекты нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. За текущий период 2023 года при проведении независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Заветинского района заключений от аккредитованных независимых экспертов не поступало.

В 2023 году правовая экспертиза проведена в отношении 146 проектов МПА, по результатам которой, дано 1 отрицательное заключение (отдел строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Заветинского района), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в проекте муниципального правового акта выявлены признаки коррупциогенного фактора, устанавливающего для правоприменителя возможность необоснованного применения исключений из общих правил, которым является широта дискреционных полномочий - отсутствие оснований принятия решения.

По выявленным нарушениям разработчиком подготовлен проект правового акта с устранением выявленного коррупциогенного фактора и согласован в установленном порядке.

Неоднократные нарушения юридической техники, были выявлены при проведении антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов Отдела образования Администрации Заветинского района.        

К основным недостаткам, выявленным при проведении антикоррупционной экспертизы, относятся:

1. Нарушения принципа иерархии юридических норм.

2. В преамбуле отсутствуют, не полностью или неверно указаны обязательные реквизиты федеральных и областных законов.

3. Наименование должностей, органов и учреждений не соответствуют их официальным наименованиям.

4. Наличие лексической несовместимости слов и словосочетаний; нарушение правил связи слов в предложениях. Текст содержит грамматические, орфографические и технические ошибки.

5.Несоблюдение последовательности при нумерации структурных единиц текста.

6. Разработчиком проекта МПА не указывается в адресатах редакция газеты «Восход», при наличии в тексте пункта «Подлежит официальному опубликованию».

Проекты постановлений с вышеуказанными нарушениями, согласовываются без замечаний впереди визирующими, из чего можно сделать вывод о том, что они не читают проекты постановлений.

Отчет о проведении правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов Администрации Заветинского района, носящих нормативный характер, и наличия норм, содержащих коррупциогенные факторы, размещен на официальном сайте Администрации Заветинского района в разделе противодействия коррупции, в подразделе «Антикоррупционная экспертиза».

Муниципальные правовые акты вынесены в пределах полномочий Администрации Заветинского района, по нарушению юридической техники или иным недостаткам постановлений, замечания устранялись на уровне согласования.

 

Предложения:

 

1. Рекомендовать разработчикам при подготовке МПА не допускать наличия норм, содержащих коррупциогенные факторы, руководствоваться распоряжением Администрации Заветинского района от 10.06.2021 №68 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в Администрации Заветинского района», уделяя внимание соблюдению юридической техники.

2.При визировании проектов постановлений обращать внимание на грамматические, орфографические и технические ошибки.

3.Продолжить работу по проведению в 2024 году правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов Администрации Заветинского района, носящих нормативный характер. 

К.П. Кораго, ведущий специалист по правовой работе отдела правовых и имущественных отношений Администрации Заветинского района